Биология занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный
предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как
о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Главной целью моей работы в
школе является организация учебного процесса, направленного на развитие
учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы учащиеся использовали общебиологические знания для
анализа и интерпретации частных фактов. Особенность учебно-познавательной
деятельности состоит в том, что она содержит в себе следующие компоненты:
потребности и мотивы, цели, условия и средства их достижения. Учебная деятельность включает в себя процессы
усвоения и осуществляется только тогда, когда эти процессы протекают в форме
целенаправленного преобразования того или иного материала.
По В.В. Давыдову, правильная организация учебно-познавательной
деятельности реализуется на основе потребностей обучающихся при такой постановке
задач, которая требуют экспериментирования с учебным материалом. В своей педагогической деятельности считаю
необходимым решать следующие задачи:
1.
развивать внимание, память, мышление;
2.
развивать творческую деятельность;
3.
развивать умение анализировать полученную информацию;
4.
формировать устойчивый интерес к предмету;
5.
формировать информационную компетенцию, умение работать
с различными источниками информации;
6.
воспитывать самостоятельность, сотрудничество.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного
процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели
и задачи обучения и достичь усвоения определенного содержания учебного
материала. Каждый метод формирует
познавательную деятельность учащихся, то есть познавательный интерес. Одним из
таких методов являются наглядные методы обучения. В этой группе методы
различаются по средствам наглядности и представлены разнообразными видами
учебно-наглядных пособий. Особенностью наглядных методов обучения является то,
что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными
методами.
В
своей работе я применяю технологии поддерживающего обучения с элементами ЛОО,
информационно компьютерные технологии и технологию проектного обучения.
При
использовании на уроке ИКТ структура урока принципиально не изменяется, но при
этом успешнее решатся следующие дидактические задачи:
· Усвоение базовых знаний по предмету.
· Систематизация усвоенных знаний.
· Формирование мотивации
к учению в целом.
Чередование видов деятельности,
способов подачи информации (видеосюжеты, анимированные схемы) позволяют
активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и
росту активности учащихся на уроке, снижают утомляемость. Использование
разнообразных средств обучения делает уроки более яркими и запоминающимися.
При проведении уроков в своей практике использую электронные учебные
издания издательства КиМ, 1С, видеофильмы издательства ОАО «МЕДИУС». Но данные
электронные пособия не полностью удовлетворяют требованиям для достижения
поставленных задач на уроке, для их достижения с учетом индивидуальных
особенностей учащихся разрабатываю ЦОРы, которые реализуются при использовании
интерактивной доски.
|